Этот текст написан человеком. Такая сноска уже не представляется чем-то футуристическим и странным. Даже больше, она вполне может вписаться в современную жизнь и стать наравне с надписью «handmade». Насколько скоро это случится – неизвестно, но то, что к этому все идет – факт.
Кто победит в гонке специальностей: человек или ИИ?
К слову, этот текст на девяносто процентов написан человеком, а значит, может содержать эмоциональность, личное отношение, конкретные примеры, резкие или плавные переходы от одной темы к другой. То есть все то, чего пока не хватает нейросети. Но искусственный интеллект обучается, вызывая страх у специалистов перед полным уничтожением их должностей. Забегая вперед, сразу стоит сказать, что это не совсем верное утверждение, хотя доля истины в нем все-таки есть.
«Марк-1» и перцептрон или краткий экскурс в создание нейросетей
Нейросети – это не идея XXI века. Машину, которая могла бы имитировать функции человеческого мозга пытались создать еще в 40-х годах прошлого столетия, а в 1960 году была реализована одна из первых моделей нейросетей – перцептрон. И создан первый нейрокомпьютер «Марк-1». Перцептрон стал той самой базой, который позволил проложить путь к современным алгоритмам машинного обучения.
Дальнейшие разработки, усовершенствование алгоритмов и методов работы с ошибками заложили основу глубокого обучения (Deep Learning). Появилась возможность обучать более крупные сети и улучшить распознавание изображений, речи, а также обработку естественных языков.
Значительную роль сыграло появление мощных графических процессоров и доступность работы с большими объемами данных. Как следствие, усложнились архитектура и алгоритмы обучения, а на выходе мы получили уже не странный результат, который способен оценить только специалист, а вполне полноценный продукт, приближенный к продукту массового пользования.
В сентябре 2020 года на рынке появляется GPT-3 – третье поколение алгоритма обработки естественного языка от OpenAI. На тот момент самая продвинутая языковая модель в мире, которая может быть использована для решения любых задач. GPT-3 даже написал научную работу о себе – текст на 500 слов, который выглядит как хорошая научная публикация со ссылками на источники. Затем выходит ChatGPT – готовый чат бот, с которым может работать любой пользователь.
Умение нейросетей понимать язык и образы в 2022 году позволяют вывести на рынок детище Дэвида Хольца – нейросеть Midjourney. И меньше чем за год она приобретает бешеную популярность. Справедливости ради стоит сказать, что это далеко не первая и точно не единственная качественная нейросеть, которая дает возможность работать с изображениями. До нее уже были DALL-E от OpenAI и Imagen от Google, а также множество других менее известных нейросетей.
Но для чего вся эта история и какое она имеет отношение к маркетингу и профессиям с ним связанным? На самом деле все просто: развитие нейросетей движется по экспоненте и для тех, кто считает, что это просто новомодная игрушка, а хайп вокруг нее скоро пройдет, есть плохая новость – вы опоздали. Это полноценный инструмент, который развивается и дорабатывается ведущими компаниями и позволяет совершенствовать свою деятельность. Изменит ли он принцип работы? Точно да. Как его изменили фотошоп, высокоскоростной интернет и накопители, вмещающие терабайты данных. Уничтожит ли он специальности? Только отчасти.
Копирайтеры – современные динозавры или можно еще немного подождать?
Пожалуй, из всех специалистов, работающих с текстами, сильнее всего под ударом стоят копирайтеры. Еще год назад нейросеть не могла выдать реально связный текст, где каждое последующий абзац продолжает предыдущий. Сегодня она вполне способна написать добротную заметку, новость или описание, которое приятно читать.
Вот что выдал бот по нашей теме (без правок со стороны человека):
«Конечно, использование нейросетей в качестве инструмента для создания текстов имеет свои преимущества. Однако, это также может привести к ухудшению качества текстов, так как нейросети не могут передать тонкие нюансы и чувства, которые может выразить только человек.
Копирайтеры и другие творческие профессии должны адаптироваться к новым технологиям и учиться использовать их в свою пользу. Например, они могут использовать нейросети для создания первоначального черновика текста, а затем дорабатывать его, добавляя свои собственные идеи и стиль. В конечном счете, использование нейросетей в качестве инструмента для создания текстов будет продолжаться, и профессионалы должны быть готовы к изменениям.
Важно помнить, что нейросети не могут заменить творческий подход и уникальный стиль, который может предложить только человек».
Неплохо, правда? Все по теме, логично и содержит ту информацию, которую хотели сказать. Это чуть больше 800 символов, которые можно разбавить ключевыми словами для поисковиков и вместить на какую-нибудь страницу сайта. Даже больше. Этот текст можно полноценно вставить в авторский материал, что, собственно, было сделано.
Однако в современном мире потребители хотят не только красивую картинку, читабельный текст или абстрактные рассуждения на тему, а личные кейсы, конкретику, подробности, которые можно долго «смаковать». И с каждым годом эти подробности должны быть все более яркими и впечатляющими, чтобы выбиться из огромного, непрекращающегося потока информации.
У Пелевина романе "Generation "П" есть довольно интересное рассуждение: «Лет десять назад новая пара кроссовок, привезенная дальним родственником из-за бугра, становилась точкой отсчета нового периода в жизни — рисунок подошвы был подобием узора на ладони, по которому можно было предсказать будущее на год вперед. Счастье, которое можно было извлечь из такого приобретения, было безмерным. Теперь, чтобы заслужить право на такой же его объем, надо было покупать как минимум джип, а то и дом…Инфляция счастья».
С впечатлениями и эмоциями, которые мы ожидаем от контента, дела обстоят примерно так же. Люди хотят эмоций, шоу и развлечений. По данным рейтинга mediascope в регионе «Россия 100+» в отчете «100 наиболее популярных программ среди россиян в возрасте от 18 до 54 лет» первое место практически каждую неделю занимают программы СТС и ТНТ (битвы экстрасенсов, телесериалы, Шоу Воли и т.д.). Конкурируют с ними только новостные программы.
У нейросетей с эмоциональностью пока большая проблема. Да и ссылку на статистику в открытом доступе, как сделано выше, она дать не может. Но это вовсе не значит, что копирайтерам можно не волноваться. Напротив, наполнение сайтов, социальных сетей, карточек товаров, даже написание пресс-релизов и статей для продвижения у многих очень сильно хромало все эти годы. Чего стоят одни заголовки со словом «ШОК».
Так что тем, кто привык лить воду на тысячи символов придется подвинуться и уступить место нейросетям – теперь это их забота. А вот заказчикам, желающим получить контент, который будет действительно волновать потребителей, придется оплачивать работу живых специалистов. При этом нейросети вполне могут выступать очень хорошим инструментом, делающим результат работы человека еще лучше.
Я мыслю, следовательно, я существую. Нужны ли нейросети журналистам и писателям и PR -отделам?
Когда я еще только начинала работать корреспондентом в одном интернет СМИ, мой редактор говорил примерно следующее: «Писать может любой дурак. А вот разговорить интервьюируемого и подать тему под интересным углом – это и есть работа журналиста. Мы всегда немного психологи».
Мы все читаем новости, кто-то каждый день, кто-то раз в неделю. Но вы обращали внимание, что все новости написаны примерно одинаково? Мы сейчас говорим не о «продающих» новостях, где в заголовках используется якобы интригующая тема, а в самой новости нет ничего. И не об авторских статьях и репортажах. Мы говорим о новостях, которые обновляются каждый час. Их структура одинаковая, их стилистика примерно одинаковая, даже подбор слов практически идентичен. При этом их пишут совершенно разные люди, опытные журналисты, они проходят модерацию у разных редакторов, могут вычитываться разными корректорами. Почему так?
Просто у таких новостей есть одна четкая и конкретная цель – информировать о том, что происходит в эту самую минуту. И современные технологии могут стать в этом деле реально хорошим помощником. Быстрые новости с пресс-конференций, быстрая информация с места событий, краткое оповещение о происходящей ситуации – приехать, зафиксировать, ввести основные тезисы, а дальше за тебя все текстовое мясо «насаживает» машина по определенной структуре. А вот дальше: подробности, мнение, комментарии, общение с людьми – все это делает человек.
То есть в данном случае очень странно противопоставлять алгоритмы и человека. При нормальной работе они не просто не мешают друг другу, а ИИ становится реальным инструментом для создания качественного материала.
Это же касается писателей и PR. Публичные речи пишут спичрайтеры. Рекламные тексты пишут копирайтеры. Книги и статьи пишут гострайтеры (писатели-призраки). Одна из самых ожидаемых и обсуждаемых книг 2023 года – мемуары принца Гарри «Запасной». За первый же день в Британии было продано более 1,4 миллиона экземпляров, писателем-призраком книги стал Джей Мерингер. Уильям Новак написал автобиографию американского автомобильного магната Ли Якокка. Керри Катона вообще призналась, что никогда не читала свою «автобиографию», которую, естественно, писал писатель-призрак. И еще множество примеров.
Практически все политические деятели и знаменитости при написании книг пользуются услугами гострайтеров и не всегда это делается для получения прибыли. Во многом это PR: чтобы укрепить популярность, сформировать определенный образ себя или бренда, заявить о себе как об эксперте. И над этим образом всегда работает не один человек, а буквы – это лишь способ донести основную идею, созданную командой. Что же основное в такой работе? Первоначальная цель, идея и интервью, которые позволят откопать действительно цепляющую историю. Вот пример работы от писателя-призрака Салли Коллингз: «Для одной из своих книг мне потребовалось взять 10 интервью, по одному на главу. Каждое интервью заняло около часа». Целиком проект был реализован за 4 месяца.
Это же касается и художественной литературы. Например, Джоэль Хочман из Arbor Books заявил, что до 35% его бизнеса работает на художественную литературу. «Это похоже на продюсирование в Голливуде: вы собираете команду, чтобы произвести что-либо. И концепция авторства заключается в создании идеи, даже если ее реализация повлекла за собой множество изменений». К слову, когда идея писателей-призраков получила массовое распространение, многие на литературном поприще тоже опасались, что потеряют работу. Однако читатели все еще не готовы расстаться с романтизированным образом писателя, и все нововведения в этой области идут параллельно, а не замещают друг друга.
К слову, в 2022 году в России уже вышел первый в мире сборник рассказов, написанный в соавторстве нейросети и человека. Авторами сборника рассказов «Пытаясь проснуться» стали писатель Павел Пепперштейн и обученный командой Сбера его цифровой двойник.
- Честно говоря, мне не показалось, что между моими рассказами и рассказами, написанными Нейро Пепперштейном, есть хоть какое-то сходство. Тем не менее рассказы Нейро Пепперштейна мне понравились, — прокомментировал ТАСС Павел Пепперштейн – У меня возникло ощущение, что искусственный интеллект тоже пребывает в таком непробужденном состоянии, в состоянии гипноза или морока, он спит и работает во сне, но в нем присутствует подспудное желание пробуждения, стремление к пробуждению.